Воскресенье, 22.12.2024, 08:01
Приветствую Вас, Гость

День 64. 17 декабря, понедельник | December 17, Monday

Поспать в этот раз удалось лишь четыре часа, поскольку лёг поздно и утро наступило рано… но автобус в сторону Малакки (по-малайски называется Melaka «Мелака») не спешил подъезжать, поэтому я решил тихой сапой двинуться в начале в сторону мечети, а затем и в сторону трассы. Религиозное здание тут одноэтажное с отдельно вынесенным минаретом, но как оно называется, не посмотрел – была закрыта.

Прошёл порядочно аж до следующего большого перекрёстка (напомнил он мне перекрёсток на въезде в Большой Камень), откуда, прямо после заправки я и принялся за поиск попутки. Все эти два-три километра прошёл по очень широкой трассе с хорошей обочиной и кюветом, но машины проезжали изредка, поэтому продолжал идти. В итоге, близ автобусной остановки, а там я стоял в надежде поймать ещё и автобус (совсем как на выезде из Большого Камня), и спустя минут десять активного голосования остановился малаец Амли с супругой. Он вначале объяснил, что хотел меня взять, но остановиться там было нельзя, и он вынужден был вернуться к месту задним ходом! Машин этот участок проезжало множество, и Алор давал в этот поток немалую часть, а мои попутчики ехали в госпиталь на обследование. Амли – довольно крупный малаец, занимался раньше рыбной ловлей и морепродуктами, а теперь содержит небольшой магазинчик с сифудом. Время приёма у его супруги было определено, поэтому, чтобы не торчать на парковке, он рассказал мне немного про Малайзию и подвёз в самый центр, к башне с часами.

Центральная площадь была неописуемо красива в лучах утреннего солнца: красного цвета здания колониальной постройки, фонтаны, брусчатка, деревья, флаги и множество пешеходов как бы возвращали всех как минимум на сто лет назад и лишь смартфоны в руках людей, торговые палатки и разукрашенные велорикши напоминали о дне сегодняшнем. На площади всего в несколько тысяч квадратных метров (чуть больше, чем Ватикан) сосредоточились исторические достопримечательности, служащие для привлечения сюда толп иностранцев, у которых глаза разбегаются от изобилия предложений посетить то или иное место, совершить прогулку на катере по реке Малакке, воспользоваться велорикшей, купить сувениры, посетить музеи, выставки, галереи. Меня толпы людей особенно не тяготели, поэтому в преддверии наступающей рождественской недели решил посетить церковь христову 1753 года постройки, внутренности которой были приятно обставлены, стояли скамьи и… не было ни одного прихожанина, что, однако, не помешало мне ознакомиться с её устройством. Поблагодарил вахтёршу за допуск меня внутрь здания и поздравил с наступающими праздниками. Церковь Св. Фрэнсиса Ксавьера не посетил ввиду происходящих фасадных работ.

Самое главное, что я узнал о существовании малакканской гурудвары от куала-лумпурской братии и мне было желательно найти её до полуночи, чтобы узнать о возможности там переночевать и потом двинуться дальше. Таким образом, потихоньку, но двигаясь в правильном направлении, мне удалось обнаружить храм сикхов! Вначале зашёл к ним и попробовал найти главного, но… утренние «требы» были справлены и храм почти обезлюдил. Столовая также была «прикрыта», поэтому я решил продолжить поиски еды, а также хорошего места, чтобы (на всякий случай) поставить там палатку. Харчевня была найдена моментально благодаря обострённому чувству голода. Буквально на одной площади сосредоточились несколько китайских заведений общепита, рассчитанных на заезжих туристов с деньгами и выбор мой пал на ту, где кормилось уже порядка сотни человек, поскольку там было или дешевле или вкуснее и лучше по другим критериям. В итоге поел рыбного супа за 6р – дороговато для такого блюда, но что поделать, ведь нужна была энергетическая подпитка на остаток дня.

В общем, на навигаторе был отмечен большой зелёный участок, который было бы неплохо разведать на предмет предстоящей возможной ночёвки. Подойдя ближе, вначале к антияпонскому мемориалу с обелиском обнаружил небольшую площадку с двумя «грибками», укрывающими скамейки от дождя и подумал, что это неплохое место, вот только рядом с дорогойL, но на крайний случай подойдёт. Это сейчас, восстанавливая названия мест и объектов благодаря подробным картам понятно, что можно было ожидать от исследования этого зелёного пятна в навигаторе, а на месте прочитать все иероглифы и понять сразу не было возможности, поэтому я пошёл дальше… Подъём по западному склону не предвещал никаких ассоциаций вначале, а ближе к вершине пошли бетонные конструкции с полметра высотой, типа капониров, что украшают форты владивостокской крепости по сей день и обрамляющие лафеты пушек от прямого попадания (от навесного огня они не спасали). По небольшому опыту и краткому знакомству с фортификационными сооружениями сделал предположение, что тут раньше стояли пушки, а теперь, за ненадобностью, их демонтировали или, возможно, как у нас – спилили на металлолом. Однако, вскоре стало понятно, что должно быть в середине этих бетонных конструкций – надгробие. Примерно с центра этой зелёной области, на которой росли величественные деревья и не было никакой травы, надгробия были практически у всех могил. Западная часть содержала лишь старые захоронения в то время как восточная – свежие и современные. Хоронить здесь любят по-семейному, территорию не огораживают, но граница захоронения видна по бетонным стенкам. Кладбище довольно просторное и чистое, наверху расположена видовая площадка, а по территории проложены несколько дорожек, которыми пользуются местные жители в качестве беговых треков.

После выявления предполагаемых мест под палатку двинулся на юг, чтобы по мосту достичь видовой площадки на острове Малакке и посетить прямую мечеть, но лучи палящего солнца не позволили мне преодолеть такое большое расстояние по дороге Мелака Рая 24 и я предался сиесте на остановке общественного транспорта (здесь он почему-то не останавливался) под тенью крыши. Таким приятным образом, расстелив палатку и положив её на две хромированные трубы большого диаметра, а рюкзак употребив в качестве подушки прошли два часа – очень выручали очки, данные мне Нуртлеком Мухамет-Хановичем. Жара всё не спадала, но нужно было найти ещё одно место, а конкретнее магазинчик, где можно было бы задёшево приобрести адаптер для местных розеток, т.к. заряд телефона и пауэрбанка находился почти на нуле.

Прошёл вдоль прибрежного шоссе Лебух Рая, стараясь заметить различную электронику на первом этаже, но безуспешно – прощё было найти парикмахерскую, педикюрный салон, центр по изучению английского языка, штаб-квартиры всяких организаций, чем конторку типа «Связного» или «Евросети». В результате, достигнув медицинского центра Махкоты, зашёл в крытые ряды торгового центра Рокпорт, направился в другой ТЦ (торговый центр) Ватсон, где посмотрел на ценники в салонах связи и понял, что нужно ещё поискать. Вышел я к фортовой террасе (улица Истана) и заметил развалины церкви Св. Павла и руины крепости Фамосы, которые показались мне интересными для посещения. Правда, до того как туда взобраться, обошёл ещё раз центральную часть города, где, к сожалению, ничего подходящего найти не удалось: предлагали, в основном, сувениры.

Занимательными оказались открытые экспозиции всякого транспорта и спецмашин, самолётов, вагонов-ресторанов, сосредоточенных в одном месте, а также грандиозная модель корабля, выполненная в натуральную величину и служащая аттракционом для туристов. Этот корабль напомнил мне ботик Петра I-го, установленный на набережной Воронежа, куда также любят «заманивать» приезжих.

Итак, форт и развалины церкви привлекали множество туристов не только своим историческим и культурным значением, но и отсутствием всяческих поборов. На самой вершине холма была устроена двухэтажная большая церковь, служившая также некогда усыпальницей великих путешественников, торговцев и завоевателей 16-17 веков – об этом свидетельствуют многочисленные каменные надгробные плиты, снабжённые описанием подвигов почившего с изображением его корабля или фамильного герба. Стены по-прежнему высятся над городом, создавая приятную прохладу, в которой было очень кстати передохнуть. Внутри церкви также можно спасаться от зноя и в специальной комнатке за алтарём это ощущается наиболее полно. Пока ходил и осматривал это место, в том числе и памятник Св. Фрэнсису Ксавьеру, множество приезжих удосужились посетить его тоже.

Потом спустился с этого холма и направился мимо музеев к руинам старинной крепости с множеством лафетов и пушек, ныне выполняющих роль экспонатов. Спросив у местных жителей где можно приобрести переходник, направился уже в западную часть города, и по пути обнаружил практически каждое помещение на первом этаже занятым под какой-нибудь магазинчик. Набрёл и на «храм», устроенный в честь Ган Бун Леонга – отца-основателя малазийского бодибилдинга, снискавшего славу в деле физического преображения своего тела и обладателя множества титулов, в том числе «мистер Вселенная», «мистер Азия», «мистер Малайзия», «мистер Малакка». Сейчас прямо на входе установлен бронзовый торс этого удивительного человека, окружённый скульптурами драконов, слонов и коров.

Было всё ещё жарко и дойдя до конца улицы, решил пройтись параллельным курсом обратно. Зашёл в одну закусочную, где увидел ларь с мороженным и на оставшиеся 1,2р взял фруктовый лёд и ванильное эскимо. Посидел там чуть-чуть, подзарядил телефон даже и продолжил движение. На пути мне встретилась старинная мечеть Кампунг Клинг с минаретом в шесть этажей, которую я счёл нужным посетить, чтобы помолиться. Успел как раз вовремя, ибо азан начался почти к окончанию тахарата. После молитвы посидел немножко, хотел почитать Коран, но даже на английском ничего не нашёл. Выходя из мечети заметил, что небо заметно потемнело и налилось практически свинцовыми тучами. По улице Токонг нашёл небольшой хостел, который был полон постояльцами, у которых я и одолжил на время адаптер: помогла мне жительница Англии, любезно предложившая свой хороший «чарджер» для этих целей. Там нашёл и WiFi, пароль от которого висел на доске объявлений – просидел я там где-то с час и начался невероятный ливень, с громом и молниями – как полагаетсяJ. Прибыл хозяин заведения и прикрыл двери, поэтому я не решил испытывать его терпения и отправился в сторону гурудвары, а адаптер оставил в условленном моей благодетельницей месте.

Идти было не просто, поскольку нескончаемый поток воды лил и не собирался прекращаться. У сикхов получилось поужинать вегетарианскими блюдами и вкусным молочным чаем, но в ночлеге мне было деликатно отказано. Поначалу сказали, что нужно узнать у главного «священника», а он рекомендовал обратиться к «отцу-эконому», поскольку тот лучше знает английский язык. И вот последний, пожилой индус с извинениями и расшаркиваниями дал отказ, сославшись на возможные неприятности со стороны органов внутренних дел: якобы в какой-то гурудваре прижился драгдилер (наркоторговец), ел там и пил, и даже более – жил, но, вот не задача, торговал психотропными веществами и до того осмелел, что делал это на территории храма, отчего бросил тень на всё руководство гурудвары, которое также понесло репутационные потери и, наверное, какие-нибудь штрафы. Отец-эконом пригласил на завтрак и на ужин, но ночлег обеспечить категорически отказался. Что же, это была первая попытка выяснить насколько могут быть гостеприимны сикхи… благо дождь закончился и я пошёл в разведку на определённое ещё при свете дня место.

Лавки за счёт прямого дождя не замочило и «грибки» со своей задачей справились. Поток транспорта спал и я отлично расположился близ антияпонского памятника. Где-то в середине ночи второй «грибок» заняли такие же любители опенэйра (открытого пространства), которые меня особенно не потревожили.

День 65. 18 декабря, вторник | December 18, Tuesday

Проснулся пораньше, часам к девяти по Владивостокскому времени и отправился в гурудвару, которая была в каких-то ста метрах от места ночёвки. Прибыл как раз вовремя, к утренней молитве. В храме шла служба: «трудились» опахалом над «ковчегом» и пели гимны, а прихожане совершали обыкновенные для каждого сикха ритуалы. Из-за того, что в это утро «постоянным» гостем на службе был лишь я один, служители пригласили меня в трапезную, отчего было не только пагубно, но и даже грешно отказываться.

Завтрак был очень сытным и питательным: гороховая и чечевичная похлёбка, кефир с зеленью, лепёшки и, конечно же, молочный чай. За столом компанию мне составили ударник Мани и клавишник, в имени которого сейчас могу ошибиться. У них подходил к окончанию годовой контракт и в конце этой недели они улетали в Амрицар. Мани – молодой сикх (ещё без бороды, но с усами), уже по окончании завтрака, пригласил меня в Золотой Храм – главное культовое сооружение сикхов. Мы сделали совместное фото и я в очередной раз убедился, что сикхи в принципе не против попасть в кадр, конечно, если их перед этим предупредить. Так прошли полтора-два утренних часа.

Пошёл дальше по улице Мунши Абдуллы, впервые нашёл хороший туристический магазин со всяким снаряжением и амуницией. Назывался этот «стор» (магазин store) Мустафа, а узнал я это от продавца, который решил узнать какое моё арабское имя, после чего очень обрадовался и предложил пятидесятипроцентную скидку на любой товар, поскольку хозяина-саудита также звали Мустафа. К сожалению, чудо-кастрюльки тут не нашлось, поэтому скидка не понадобилась, а сапоги, палатку, спальник, ножи мне были бы лишним грузом.

Перешёл реку Малакку по мосту Ханг Туах, украшенному будками с кинжалами и ножнами сверху в виде скульптурных групп. Далее повернул на улице Онг Ким Ви, которая в итоге привела меня на самое побережье Малакканского залива. Что и говорить, приятно было утром пройтись по чистым и широким улицам к морю. По дороге встречал множество торговых павильончиков и лавочек, в большинстве своём имеющих пояснительные надписи на китайском. Удивлён был несколькими кабинетами по подготовке к различным экзаменам, а также центрам по обучению ментальной арифметике, художественным навыкам, музыкальной грамоте.

Набережная предстала пред взором лишь частично… вся обнесённая забором, она претерпевала реконструкцию. Хорошая полянка была рядом – на ней спокойно мог бы разместиться футбольный стадион, но сейчас это был лишь газон и, возможно, в будущем, здесь поставят какой-нибудь отель или элитный жилой комплекс. Если бы мне пришлось ещё одну ночь переждать в Малакке, выбрал бы этот пустырь, подумал я, идя дальше. Дорога тут очень широкая и имеет отдельные полосы для каждого направления движения, поэтому, чтобы посмотреть на море, пришлось аккуратно пересечь все преграды. Идти было приятно, дул слабый ветер с моря и большие деревья, наподобие наших пихт, шумели в унисон океану. Техника за забором простаивала, а машин пока прогуливался заметил всего две.

Ходил я уже довольно долго, поэтому придумал зайти в международный паромный терминал, откуда отправляются скоростные катера в порт Думай на острове Суматре. Так, по дороге Кота Лаксамана 1/1 дошёл до этого большого здания и обосновался внутри на часик. Познакомился с персоналом, выяснил за достижение Суматры, стоимость и график подобного перемещения, а также с разрешения добрых сотрудниц транспортных компаний, зарядил телефон и пауэрбанк (к этому моменту выяснил, что он совершенно не заряжается от солнечных панелей). Стоит билет в одну сторону 110р, а туда/обратно – 170р и отправляется в 10:00am из Малакки, а в 9:30am из Думая, ещё есть комиссионный сбор в 25р. Главный зал был очень просторным, но малолюдным – наверняка большинство туристов давно пользуются авиацией и лишь некоторые, в распоряжении которых времени побольше, могут себе позволить водный транспорт. Единственными пассажирами каких-то местных маршрутов были дети, направляющиеся на соревнования по сквошу с тренером. Как бы то ни было, контакты этой фирмы у меня остались и в следующий раз можно отправиться на Суматру именно на катере, затратив при этом два с половиной часа на пересечение Малаккского пролива.

Совсем рядом был центр города, а также небольшой базар, который я благополучно миновал. Опять забрался на руины форта, построенного ещё в 17 веке португальцами, и находившемуся под постоянным «гнётом» немецкой эскадры на протяжении почти полутора веков, о чём красноречиво свидетельствует огромный плакат, посвящённый обороне Малакки в период с 1641 по 1784 годы. Прошёл далее по улице Коте Kota мимо многочисленных музеев и галерей, наблюдая за торговцами и велорикшами. На площади близ дворца объявления независимости как и вчера можно было прокатиться на каретах, запряжённых изящными лошадками. Рядом с ними соседствовали бронированные автомобили королевской полиции, а также лимузин Шевроле BE52 президента Абдулы Рахмана Путры, приобретённые в 1957 году.

После, немного передохнув, вышел на улицу Парамесвары, по которой рассчитывал выйти на дорогу вначале к Мерлимау, а потом и к Муару. Пока шёл, заметил заброшенный четырёхэтажный особняк, который также можно было бы заскворить при желании на ночь, и рядом в метрах ста увидел мечеть Ан Нур Банда Хилир, которую решил посетить, чтобы помолиться, привести себя в порядок и, если получится, зарядить телефон (заряд был практически на нуле). Совершил тахарат (омовение) и как раз подоспел к обеденному намазу. После молитвы остался и попросил у имама помощи в вопросе энергоснабжения… не прошло и минуты, как его помощник дал мне адаптер. Я расположился на ковре и принял горизонтальное положение на полчаса, а затем заметил пакистанца, который всё молился и молился, а потом подошёл ко мне. Он решил, что должен научить меня как быть правильным мусульманином. Видя, что дело не идёт, новый знакомый пригласил меня перекусить в халяльную харчевню напротив, где угостил меня и себя рисом с курой, яйцом и зеленью. Всё спрашивал, как это я так путешествую без денег… и, в итоге, надеюсь, смог понять что к чему, но, узнав о том, что завтракал я у сикхов на территории гурудвары, стал печален... Пакистанец (он придерживался особого течения в исламе, буквально трактующего Коран и не признающего никаких человеческих авторитетов) до того стал «сорить» деньгами, что мне с трудом удалось его остановить от покупки билета на автобус, следующий в Джохор-Бару. Мне не хотелось его обижать, но нарочитый тон его монологов делал его всё менее и менее интересным собеседником и я чувствовал, что он эмоционально истощён, измождён физически и может просто «перегореть», чего допускать было категорически нельзя. С горем пополам, мы присели на дорожку и выпили свежевыжатого сока, поговорив ещё немного. Единственным средством от навязчивой патерналистской манеры Ахмеда явилось моё приглашение стать попутчиком и ощутить всё на своей шкуре. Вот так, положительно и без претензий мы расстались, воздав Б-гу хвалу за такую удивительную встречу и попросив Его направлять нас и дальше.

Чтобы новый знакомый не грустил, смотря мне вдаль, идущему вдоль дороги, я свернул во дворы и направился к перекрёстку с заправками Шелл и Петрон, откуда уже чуть изменив свой маршрут, двинулся к развязке по улице Семабок. По дороге пробовал стопить, но ничего не получалось и лишь на перекрёстке удалось разговорить водителя фуры, который ехал в сторону Муара.

Дядька оказался общительным и даже хотел помочь материально 100р, но я поблагодарил его за такой жест и денег не взял. Высадил он меня на повороте в Мермилау, а я почти сразу же на том самом месте поймал микроавтобус до Муара, который нёсся на скорости 120-140кмч, обгоняя всех и вся на своём пути. Подвёз он меня до автостанции и сказал, чтобы я взял билет на автобус до Джохора, но во-первых уже было поздно (нужно было ждать до утра, чтобы сесть в автобус), а во-вторых хотелось добраться до туда автостопом. Едва завидев одинокого путешественника с рюкзаком, местные таксисты и бомбилы на мотоциклах стали навязывать свои услуги, но после магической фразы денег нет, предложения поступать перестали, однако один байкер до того оказался подозрительным, что сопровождал меня целых два квартала, пока интерес его не пропал окончательно.

К тому моменту на улице Саллеха, по которой я шёл, зажглись фонари, наступала ночь… Пройдя ещё немного, заметил, что продуктовые магазины встречаются всё реже и если придётся ночевать, то лучше запастись какой-нибудь едой. Поэтому, в ближайшем удобном магазине СэвэнИлэвэн взял еды на 18р, которая состояла из булок, йогурта и шоколадного батончика Сникерс.

Порядка четверти часа активного голосования на перекрёстке в объездной Муара пришлось провести, обращаясь к водителям автобусов, фур, простых авто, мотоциклистам, чтобы «напроситься» с ними хотя бы до Паго, от которого уже можно было выйти стопить на большую дорогу. Большинство машин были забиты пассажирами под завязку, некоторые водители, у которых были свободные места даже не опускали стёкол и махали руками (мол, не подвозим), а остальные ехали не туда. Но, чудесным образом, один мотоциклист взял меня пассажиром и подвёз на толлгейт близ Паго – жил он рядом, поэтому помог.

Была уже конкретная ночь и, пройдя толлгейт, я обнаружил две стоящие у обочины фуры. Обратившись к водителям, понял, что едут они Куалу-Лумпур и брать никого не собираются. Походил-посмотрел здешние места на предмет возможной ночёвки, поскольку поток машин через платильник резко сократился: едва можно было наблюдать одну машину в минуту. Простоял в общей сложности минут двадцать пять и, по невероятному стечению обстоятельств, остановился белый седан, опустилось стекло, и водительница через пассажира спросила, что это я тут делаю, прямо с претензией. Я объяснил ей, что еду в Джохор и добрался до сюда автостопом – эти слова её не очень убедили, но спровоцировали другой вопрос о том, как же я сплю. Ответ «в палатке» оказался тем самым ключиком, который открыл дверь и впустил доверие в наш диалог – меня пригласили в машину. Я был очень рад, поскольку уже мысленно начал готовить себя к лесной ночёвке. По дороге мы узнали друг о друге лучше: поговорили про религию и про веру, про занятия и увлечения, про жизнь и её особенности, и где-то в середине пути (на заправке) муж-пакистанец сменил жену и сел за руль. Супруга хорошо говорила по-английски и она сказала мне, что многие водители в Малайзии боятся подвозить кого бы то ни было из-за чудовищного случая расправы, случившегося по её словам несколько лет назад с одним водителем, взявшим попутчика-африканца, который ограбил его. Действительно, на обочине встретить пешехода здесь большая редкость, особенно за городом и у каждого малазийца есть машина, иногда даже не одна (это может быть также мотоцикл или мотороллер). Остановилась она только по просьбе своего супруга, которому было не безразлично моё пребывание на обочине у толлгейта (место они посчитали безопасным).

Заехали мы в предместья Джохора где-то в час ночи по Владивостокскому времени и вышел я на одной из развязок, которую чета посоветовала мне в качестве хорошего места для установки палатки. Действительно, пространства там было много, рядом находились две заправки с хорошими туалетными комнатами (молельные комнаты были там закрыты), но всё вокруг было застроено или обнесено забором, что меня не очень устраивало. Перешёл речку Секудай и на неприметном месте рядом с трассой, но там, где поток машин был минимальным, поставил палатку, подвязав её к пальме, окружённой кустами, и без промедления лёг спать.

Далее | Next