Суббота, 20.04.2024, 12:47
Приветствую Вас, Гость

День 48. 1 декабря, суббота | December 1, Saturday

Завтраком с утра меня, как и вчера, обеспечили в хостеле. Я получил залог в 76р (4р вычли за 1,5л воды, которая мне понадобилась ночью), пообщался с сыном хозяина и его супругой из Индии, которые учились на программистов и даже чуть успели поработать в этой сфере перед тем, как погрузиться в семейный гостиничный бизнес. Перед отходом заметил парочку из России и познакомился с ними: Олег и Дарья из Новосибирска и еле-еле сводят концы с концами, путешествуя по юго-восточной Азии. Для меня было дико слышать истории о том, какой «поганый» тут автостоп и что им постоянно нужны деньги и я поведал им о нюансах своего безденежного перемещения. Конечно, разница тут существенная – один человек или пара, а также знание языков… но, тем не менее, я им рассказал где был и куда собираюсь, а они направлялись во Вьетнам на курорт Муй Нэ – излюбленное место отдыха и тусовок всяких сёрферов. Они мне понравились тем, что думали широко, имели цыганскую кровь, согласно чему установили своё родство и близость духа, а также тем, что жили в Новосибе они в районе Академгородка, куда я в 2005 году чуть не «загремел», оставшись на подготовительные курсы в СУНЦе для поступления в НГУ. Уже перед самым выходом я поговорил с хозяином заведения, который рассказал мне свою историю и спрашивал о России. Я ему поведал, что знал и спросил за гусиные яйца, а конкретно их стоимость, и индус поведал, что минимум они стоят 5 долларов (вчера на рынке как раз такие видел), а иногда могут и 15 стоить. Да… вот так новость: у себя на родине еле берут за 50 рублей, что меньше доллара, а тут настоящие ценители хорошего продукта проживают!

Походил по Пню: побывал в храме Моха Монтрей, прошёл мимо олимпийского базара, чтобы побыстрее добраться до транспортной компании КСО, выполняющей рейсы в Баттамбонг и другие города страны, но нужного мне маршрута не обнаружил. Хотя как не обнаружил – видел таблички в автобусах, что идут в Баттамбонг, но они почему-то шли не туда (кондуктор мне всё объяснял), и 500 метров по бульвару Монирета я проехал как раз в одном таком автобусе, чтобы попытать счастья в другой компании Хай Нам. Перед этим купил мороженного с ореховой крошкой для пробы и потому ещё, что начало припекать. На остановке мне помогли разобраться с маршрутами и попробовали также остановить автобусы до Баттамбонга, но тщетно – водители лишь махали руками. Дядька даже один специально остановился, чтобы помочь, но у него в мешке был гусь – жалко было как он его транспортирует и я попросил дать ему возможность хоть дышать нормально и развязал шею. Одному гусю удалось, таким образом, чуть-чуть помочь.

Далее происходило всё очень стремительно: вначале остановился тук-тукер и согласился подвезти до первого клиента, а ехал он к храмовому комплексу близ набережной. Дорога заняла всего каких-то десять минут и мы оказались на месте. Мой знакомый остался ждать клиентов, а я продолжил свой путь мимо храма Оуналом, а потом дошёл до набережной. От монумента двум братьям на лошадях двинулся к кольцу, что предваряет выезд из города и снабжено скульптурой завёрнутого револьвера. Стоило лишь пройти несколько десятков метров вдоль набережной и площадки для воркаута, как меня решил подвезти дядька-мотоциклист лет шестидесяти. Я ему ещё в самом начале сообщил, что денег у меня нет, но он в конце поездки мало того, что потребовал оплатить ему расходы, ещё и решил слегка побить по моим карманам, чтобы указать на необходимость хоть какого-то бакшиша. Карманы я вывернул и дядька отстал, а я направился к мосту, чтобы начать стопить. Не пройдя и пятидесяти метров за мной увязался другой мотоциклист, парень лет двадцати с настойчивым предложением вернуться обратно и решить некоторые вопросы. Ему ответил, что денег нет, и я буду «стопить», но он не унимался – я даже на другую сторону дороги перешёл. Он меня и там настиг… после объяснений, что они на самом деле хотят мне помочь, я решил довериться и сел сзади.

Парень не обманул: оказывается, что тот дядька рассказал им о моём «плачевном» финансовом состоянии, а они решили помочь деньгами и купили билет на автобус, который отходил через каких-то полчаса. Мы пообщались, показал им свой маршрут и сообщил, что ни в чём не нуждаюсь, отчего привёл их в ещё большее изумление. В итоге меня угостили вязанкой бананов и ещё денег дали на дорогу 60р (порядка 15 долларов или 1000р). Вот так, трое камбоджийцев во главе с Ваннаком Иемом мне помогли – сделали по этому случаю совместное фото и переписывались, пока я был в дороге.

Затем путешествие продолжилось и за происходящим я наблюдал уже из окна автобуса компании П.С. за 12р до Баттаббонга. По пути мы делали остановки (на заправке, близ магазина и просто в деревнях) и в одну из таких зарулили в придорожный ресторан, где меня угостили мантами-бозами с мясом (их подают на кальке с цветной точкой, обозначающей мясо – красная или овощи – зелёная, расположенные внутри). Автобус был наполовину заполнен и на каждой станции люди то заходили, то, наоборот, уходили.

Баттамбонг

В Баттамбонг автобус прибыл уже поздно вечером и я отправился на поиски места, чтобы поставить палатку и разместиться на ночь. Однако пошёл по объездной улице 700 и среди частных подворий с собаками за забором ничего хорошего не обнаружил. К счастью, фуры освещали своими фарами мне дорогу, а собаки поднимали лай, как только на меня падал свет, поэтому периоды тишины и гвала чередовались. У реки Сангкер я решил было разместиться, но ко мне пристал мотоциклист, желая меня «спасти». В общем, около полутора часов мы кружили по городу и по итогу после очередного объяснения, что мне никакой отель не нужен, мы достигли каких-то «ебеней», вообще не понять где расположившихся и встретили там монахов. Тут-то я понял, что мужика пора отпускать и обратился к братии. Монахи немного поразмыслили и пригласили меня в большое помещение, где все спят. Снабдили циновкой, когда увидели мою палатку и показали, где можно зарядить телефон. Ужин у них давно прошёл, поэтому я просто лёг спать.

День 49. 2 декабря, воскресенье | December 2, Sunday

Монахи живут скромно и начинают каждый своё послушание рано утром. Удивительно то, что когда я проснулся почти все уже что-то да делали, лишь дети ходили по огромному залу и наряжали парадный угол к какому-то празднеству. В Баттамбонге я решил побыть до вечера и изучить его при свете дня. Вначале зашёл в небольшую лавку, что на 57-й национальной дороге и что-то мне там дали перекусить, а денег не взяли, затем перешёл железнодорожные пути и вышел на 139-ю улицу, где обратил внимание на здания провинциального управления, дворца губернатора и местного архива, расположенных на одной территории. Потом посетил монумент мира и направился в храм (по-камбоджийски храм wat «ват») Сангкер, в котором хотел остановиться этой ночью, но мотоциклист как бы не специально пропустил мою просьбу мимо ушей, наверное, побоялся «гнева» настоятеля, который, вероятно, мог отразиться на нём (возможно, это не так). В храме было уютно и тихо: рёва грузовиков и звуков мотоциклов слышно не было, зато изредка кудахтали местные куры. Я расположился во внутреннем дворике и решил чуть передохнуть и подготовить ответы на многочисленные письма, присланные мне посредством электронной почты. Ко мне подошёл настоятель и поздоровался – мы поговорили и он сказал, что я могу тут оставаться хоть на весь день, отчего мне стало приятно, но времени для этого у меня не было. Храм этот интересно устроен: тут есть главное здание, где происходят все церемонии и несколько вспомогательных построек для монахов, настоятеля, кухня с амбаром и склад с инвентарём – всё выполнено искусно, имеет соответствующий декор как экстерьера так и интерьера, а также цветовое оформление. Заборы храмов и монастырей в Камбодже – вещь удивительная, в большинстве своём эксплуатирующая тему борьбы с огромным змием Нагой: так вот змий этот в архитектурном плане окружает периметр территории, а множество воинов во главе с предводителем держат его на руках и пытаются «разорвать», на месте «разрыва» восседает главный герой с мечом и шакрамом (оружие в виде диска или кольца), а под ним обязательно находится черепаха.

После храма пошёл на набережную и полюбовался статуями Будды, Ганеши и Наги, которые были там представлены. Прошёл на рынок Нэт, что на 1-й улице, где вкусил рисового супчика за 3р, отчего решил отдохнуть на лавочке в спокойном месте близ реки, что после дневного хождения и уничтожения имевшихся в распоряжении бананов было очень актуальной задачей. Отдохнуть удалось порядка двух часов: никто даже и не думал меня потревожить – был выходной день и люди отдыхали как душой, так и телом, всё происходило не спеша. Также не спеша я добрался до лодочной станции, откуда отходят быстроходные катера в Сиемрип, где располагается главная достопримечательность Камбоджи – храмовый комплекс Ангкор. Станция эта также пребывала в режиме выходного дня, но имела большой плакат, сообщающий об отправлении экспресса в 07:00 каждый день. Ценник я узнал в интернете, а по указанным телефонам звонить не стал, поскольку даже при стоимости билета в 230р я бы не смог себе этого позволить, к тому же хотелось объехать озеро и посетить, как минимум Сисопхон.

С другой стороны, билет на такой круиз можно было бы взять даже по тому, что маршрут пролегает по живописным местам и время от времени на пути можно увидеть плавучие деревни, где живут люди, не платя никаких налогов за жильё, занимаются рыбной ловлей и возделыванием огородов – тоже на воде! Правда, на такой тур желательно зарезервировать полдня. Это было небольшое лирическое отступление, возвращаюсь к повествованию.

Благо, на мою думку тут ещё и удивительный объект расположился… Туалет, да не простой – целое здание! На первом этаже расположились туалетные комнаты со всем необходимым в делах гигиенических процедур, а второй этаж был предоставлен посетителям для их свободного там пребывания. Объект был построен при участии министерства туризма, информационного центра, администрации города Сувона и всемирной туалетной ассоциации! Мне сие заведение очень понравилось: мало того, что там я даже застирал свою майку и носки, так на втором этаже (хотя вход туда кем-то был снабжён красной верёвочкой) я ещё и отдохнул. Детишки бегали рядом пока я ходил туда-сюда и в надежде получить денег, они демонстрировали своё знание английского языка словами: «мистер, дайте один доллар, пожалуйста». Причём забавно было то, что маленьких детей науськивала девочка постарше и когда её начал подзывать к себе, она поспешила ретироваться – испугалась, поскольку почувствовала, что делает нехорошо: маленькие дети ей доверяли, а она их как живой щит употребила… Безобидно, конечно, но малыши ведь вырастут и что хорошего получится с попрошаек (риторический вопрос)?

Собрав высохшие и свежие вещи, я вначале направился по бульвару Мохатепа Mohatep, а затем свернул на пятое национальное шоссе. Прошёл приличное расстояние мимо скульптур и памятников местным правителям и богам. Начал замечать серьёзное иностранное присутствие в виде школ и подготовительных центров Соединённых штатов, Франции и Британии. Было очень много лавочек и складов, а количество харчевен и их качество резко снижалось при удалении от центра города. На выезде, перед новой апостольской церковью new apostolic church нашёл закусочную и взял рис с курой за 3р – т.о. дневные траты составили 6р или 1,5 доллара (порядка 100р). Потом прошёл ещё за автобусную станцию и застопил пикап до самого Сисопхона с тремя кхмерами (двумя парнями и одной девушкой). До Сисопхона проехать нужно было всего 30км, но преодолели мы их где-то за час, поскольку дорога была перегружена транспортом, вдобавок её ещё и ремонтировали.

Сисопхон

В Сисопхоне меня высадили прямо в центре, близ статуи женщины Шарпели Shapely, откуда открывались дороги на железнодорожный и автобусный вокзалы и выбор мой пал на парковку близ последнего. По пути заметил общественный туалет рядом с пустым паркингом для такси и посетил сие заведение, отчего держатели лавочки напротив пришли чуть ли не в ярость – оказывается, они хотели, чтобы я заплатил им 1р за пользование кабинкой, в которой я пробыл секунд тридцать… меня это возмутило не меньше и я им объяснил, что нужно вначале об этом предупреждать, да и кому оно надо в ночной час, брать деньги за такие услуги. Посмотрел, а лавочка у них убыточная и единственным «постоянным» источником дохода служит именно этот общественный туалет. Жалко их стало, но денег даже за какую-то булку они брать не стали, закрыли свою лавочку и ушли восвояси. Как вообще можно брать деньги за туалеты??? Это ведь понятно, что нашёл бы другое место, где без денег всё бы и сделал, но вопрос: кому бы лучше от этого было: мне – да, им – нет, городу – также, т.е. лучше, чтобы люди делали свои дела организованно, а не где попало, тогда и пахнуть не будет и убирать придётся меньше, это как с мусорками: человек и рад бы воспользоваться урной, но если её нет или она переполнена, зачастую он бросит там, где не надо.

В общем, дошёл я до того самого паркинга и определил, что место это хорошее: установил палатку прямо на огромный лежак-скамейку и залёг. Никто к тому месту и не подходил, однако полночи гремела музыка в клубе напротив и было непонятно когда это прекратится. К счастью, в районе трёх часов ночи всё стихло, и я мог слышать сверчков, общающихся между собой на соседней лужайке.

День 50. 3 декабря, понедельник | December 3, Monday

Проснулся рано, чуть только солнце озарило своими лучами окрестности и по быстренькому разобрал палатку: снял верёвку с растяжек, убрал кирпич, которым фиксировал четвёртый угол и сложил вещи, разложенные по оставшимся углам в рюкзак. День начался хорошо, рядом нашёл на сей раз безплатный туалет, где умылся и пошёл гулять по городу. Покушал на 4р наваристого рисового супчика с курой, зеленью и хлебушком на рынке Серей Софон. Раздобыл там же дешёвых булок и батонов на 3р.

Потихонечку прошёл мимо музея провинции Бантеай Меанчей, посмотрел на скульптуру и монумент Джаяварману седьмому и по дороге, ведущей в сторону Тайланда (5 шоссе) набрёл на хорошую закусочную, где мне разрешили зарядить телефон и угостили чаем, даже накормить хотели, но ввиду скудности своего кошелька я сослался на то, что уже покушал, хотя мог бы и перекусить. Знал бы заранее, тут бы деньги потратил, в приятной обстановке, да ещё и рядом с департаментом королевской жандармерии – люди в форме здесь забаловать не дадутJ Тётушка тут готовит, а дочери помогают: продают напитки из холодильника, подают еду и моют тарелки. С ними мне также удалось пообщаться, пока заряжались мои девайсы, зовут их Нан и Нита Кыке.

Прошёл ещё чуток в западном направлении и заметил, что люди стирают руками и в тазах целую кучу белья, а потом стало понятно – прачечная! Мне почему-то очень приспичило посетить уборную и я спросил у владельцев туалета разрешения на его посещение – они оказались только «за», ведь всё идёт в дело как удобрение. После встретил мотоциклиста, который подвёз меня до холма (по-кхмерски phnom «пном») Бак, рядом с которым расположилась коммуна Тоектла. Вначале думал, что тут какой-то храм, как на карте, но на деле оказался избирательный участок с кучей наблюдателей и плакатов, изображающих кандидатов. Забавно было отдохнуть и развесить постиранные ранее вещи на ветвях рядом стоящего дерева: ветер и палящее солнце быстренько привели их в порядок. Так я перевёл дух и пошёл искать мечеть, которая должна была быть всего в километре от этого места. До мечети я должен был заметить церковь методистов Теук Тла, но этого не случилось, а одноимённую мечеть нашёл без труда: во-первых по минаретам, а во-вторых к ней мало-помалу подъезжали люди в соответствующих одеждах. Время как раз подходило к обеденной молитве.

От жары муэдзин с имамом, да и все прихожане обильно поливали себя водой, что привело меня в восторг, поскольку на такой жаре иначе было нельзя и я присоединился к тахарату. После мне дали белую ермолку и пригласили на молитву. Паствы в этот день было много и ещё старейшины «толкали» какую-то речь о пророке и том, как на самом деле хорошо быть настоящим муслимом и верующим человеком. После молитвы меня пригласили за стол, где были всякие угощения, а также чай, кофе и сгущённое молоко! Всё это привлекало внимание муравьёв, а последние досаждали расположившимся вокруг скатерти-самобранки аксакалам. Разумные чёрные создания образовали настоящий транспортный коридор, ведущий вначале к ближайшей балясине, а затем под бордюром и по отмостке – к их логову, в муравейник. Спасение продуктов заключалось в установке их прямо внутрь тарелки с водой, которую муравьи сторонились, но имели цель достичь заветного «острова». В общем, как бы то ни было за чаем и разговорами пролетели несколько часов, потом опять была молитва и аксакалы взяли слово для того, чтобы чуть-чуть помочь путешествующему собрату из России. Имам поговорил с братией и они согласились выделить часть средств из фонда общественного благосостояния. Не знаю, как там это было обговорено, но имаму я ясно дал понять, что в деньгах не нуждаюсь, и путешествую без них посредством автостопа и иногда мне помогают другие люди по собственной инициативе. Он меня услышал, и после очередного чаепития решил меня посадить в автобус и отправить в Сиемрип (стоил он, кажется, за 20р).

В микроавтобусе ехало ещё несколько человек, и они старались со мной заговорить и познакомиться, а одна женщина угостила меня местной «шавермой», поскольку узнала, что я не имею денег и ещё сказала, что она очень вкусная (сосиска, кетчуп и много нашинкованной капусты), не дорогая и я должен её попробовать – вот такJ Конечно, благодарность моя была выражена в понятной ей форме, и разговор пошёл как нельзя оживлённо. По шестой автомагистрали мы преодолели эти 70км за часа полтора-два, но совершенно этого не заметили. Однако меня смутило отношение к «производителю» шавермы – на него почему-то замахивался палкой один охранник, а этот повар был такой «затюканный» и жена его была рядом, что возмущению моему не было предела.

– За что ты бьёшь этого человека? Нельзя так обращаться с людьми! – сказал я ему, чем несколько его усмирил.

Но, насколько потом понял шаурмяшник попал в зависимость от этого господина и отчисляет ему процент. Возможно, он любит выпивать или за ним ещё какой грех, но агрессивное поведение также не допустимо, поскольку агрессия, пусть даже неспровоцированная, вызывает лишь ещё большую агрессию! Конечно, что я мог изменить за минуту, что представилась для остановки? И ситуация, ведь, далеко не такая простая… Своим заявлением, однако, ясно дал им понять, что это нехорошо. Все вокруг даже этого будто и не замечали: вот что плохо – безразличие окружающих к происходящему. Такой вот случай – за справедливость.

Сиемрип

Приехали в Сиемрип под вечер и первым делом меня тут же поспешили подвезти местные мотоциклисты – конечно же, за деньги. Мне нужно было найти мечеть, поскольку имам из Сисопхона сказал, что они будут рады меня принять и имам одной из мечетей Сиемрипа – его хороший знакомый. Высадка произошла напротив королевских садов, поэтому я посчитал нужным направиться в ближайшую мечеть, что расположилась в трёхстах метрах рядом с магазином безпошлинной торговли. Удалось выяснить, что там не только нет религиозного здания, но и отель какой-то расположился! В итоге пришлось выбираться в другую мечеть, до которой пришлось пройтись порядочно по ночному городу, переулкам и мостам через реку Сием Рип (по-кхмерски река tonle «тонле») мимо бульвара Шарля Де Голля, улицы Покамбора, центрального рынка, на который вывалила толпа всякого люду, в основном европейской наружности.

По пути хотел взять в магазине бутылку с водой, но посмотрел на ценник и решил этого не делать, к тому же как-то не здорово на меня подействовала огромная крыса, выбежавшая из-под входных дверей. Она, конечно, никому зла не причинила, но явилась индикатором санитарного состояния территории, а, учитывая ценник на продукты питания, хозяевам следовало бы как-то озаботиться состоянием окружающего их магазин пространства.

На центральной улице было многолюдно: кхмеры предлагали сфотографироваться со змеями, ящерицами, скорпионами за деньги или же убрать/спрятать их подальше от интуристов, страдающих всякими там фобиями, но тоже за деньги. Играл на национальных инструментах коллектив из ветеранов-минёров, пострадавших при исполнении своих обязанностей, причём хорошо играл… у кого-то не было ноги, у кого-то руки, кто-то плохо видел, в общем, сейчас они калеки, но музыка, которую они исполняли с радостью, возносила их над проходящими мимо ногастыми и рукастыми туристами, направлявшимися в многочисленные бары или кафе. У них ещё можно было купить диск с композициями в их исполнении.

До мечети Ан Никмах добрался уже часов в 11 вечера по-нашему времени и застал лишь двух индусов отца и сына… которые также опоздали на вечернюю молитву, но двигались к себе в отель. Пригласить они меня не сообразили, поэтому я решил подождать имама во дворике, заодно ознакомившись с устройством прилегающей территории. Не прошло и десяти минут, как в машину, стоявшую рядом, подошли и начали грузить пластиковые стулья и коврики члены одного семейства, живущего рядом. Оказалось, что это «работник» и он готовит машину к ночной поездке и, узнав о моей просьбе относительно ночлега в мечети, решил сопроводить меня к сыну имама, который в такой поздний час находился в ресторане, поскольку исполнял обязанности управляющего. Сын имама Фаттах позвонил отцу, но тот не ответил и мы начали разговор через гугл-переводчик, который имеет возможность автоматического перевода голоса и я за несколько минут объяснил ему свою сущность. Самое главное, что я подметил одно местечко на случай возможного отказа, поэтому уверенно сказал, что это не беда, если он не может разрешить мне остаться на территории мечети или не может подсказать безопасное и тихое места для установки палатки. В итоге, сынишка поразмыслил и они вместе с сопровождавшим меня помощником, отправили меня в хостел, хозяином которого также был какой-то их родственник.

Далее | Next