Пятница, 03.05.2024, 10:24
Приветствую Вас, Гость

День 51. 4 декабря, вторник | December 4, Thuesday

Проснулся пораньше, не слишком поздно, чтобы придти в Ангкор ват до полудня. Привёл себя в порядок, взял бутылочку воды – разрешили забрать из хостела. Сходил в мечеть, помолился, воздав хвалу господу Б-гу, в чьих руках дыхание наше и хотел увидеться с имамом или его помощником, который помог вчера меня устроить, но никого не нашёл, даже в ресторан тот после зашёл, чтобы ещё раз поблагодарить Фаттаха и сообщить о своём уходе. Так или иначе при свете дня обнаружил на территории мечети ещё и кладбище на десяти сотках… могилы располагались очень плотно и каждая была обозначена соответствующей плитой или просто колышком безо всяких надгробий. По самым скромным подсчётам на таком пяточке земли уместились порядка полутысячи покойных – впервые удалось повидать могилы магометян со столь близкого расстояния.

После чуть-чуть побродил по территории мечети, а затем нашёл точку общепита, где купил сытных халяльных бубликов за 2р. Употребил их на крыше того самого здания, которое ещё вчера приметил на случай возможной ночёвки. Со второго этажа (потолки тут высокие) открывался потрясающий вид на город в радиусе нескольких километров. Обозрев окрестности, отдохнув с часок и поговорив с родителями, понял, как лучше двигаться, чтобы достичь Ангкора с наименьшими усилиями за приемлемое время.

Во время сеанса связи с родиной узнал, что Ольга Николаевна – «спутница» в делах истории и генеалогии семьи Дюковых, живо интересуется моим текущим состоянием и местонахождением. На такой «запрос» был моментально составлен ответ с предложением прибыть на встречу в Таиланде, в котором согласно расчётам я должен был оказаться через дней 5-7 – даже билеты по броссовым ценам нашёл в Бангкок на 7-12 декабря прямым рейсом стоимостью 22 тысяч рублей туда-обратно. Но, как известно, много званых да мало избранных – всё произошло ровно по этой формулеJ

На бубликах долго было не протянуть, поэтому был найден уличный фуд-корт с несколькими харчевнями, создававшими друг другу конкурентную обстановку, которая привела к тому, что ценник теперь они держат доступный, а ассортимент разный. Выбор пал на ту, где давали рис (в других была лапша, нудлы и супчики).

Потом прошёлся вдоль набережной, набрёл на рынок, где купил газировки (аналог фанты, только со вкусом винограда) за 4р и 2 батона на 2р. Собирался всё употребить вечером и продержаться до утра, но маленький мальчик подошёл, ничего не говорил, лишь руки протянул – дал ему батон и отлил газировки в маленькую бутылочку.

До шлагбаума со стражами порядка дошёл своим ходом мимо всяких учреждений, в том числе школ, напротив которых незадачливые ученики вовсю курили сигареты и потребляли всем известное пиво в алюминиевых баночках – забавно, что даже здесь за тридевять земель можно встретить таких «персонажей» в отутюженных брюках и белых рубашках с накрахмаленными воротничками.

На платильнике меня остановили и потребовали далее даже не соваться без билета (хотя бы однодневного), за который нужно было заплатить целых 37 баксов! Денег таких выделить на простое разрешение побывать там у меня не было, поэтому я дождался окончания смены и один из охранников говорит: «теперь, мол, иди куда хочешь – моя смена закончилась». Тут-то я и пошёл… но, чтобы совсем уж откровенно не «светиться» перед гвардией из многочисленных соглядатаев и сексотов, решил застопить какого-нибудь кхмера на машине или тук-тукера, чтобы проехать внутри кабины и, таким образом, снять лишние вопросы относительно наличия у меня билета.

Билет в храмовый комплекс тут особенный, с фотографией и кучей степеней защиты, а также специальной каймой для компостеров, которыми отмечается посещение того или иного храма, а также фиксируется дата вашего там нахождения для билета на три дня, например. Это, кроме всего прочего, отличный сувенир и свидетельство на память о посещение сего замечательного места, главное здание которого помещено на государственный флаг республики.

Помог мне в этом непростом деле молодой паренёк, водитель тук-тука, с которым мы объехали главный храм Ангкора раза два и ещё посетили другие достопримечательности, пока выясняли где я могу или не могу поставить палатку, чтобы переночевать.

В итоге паренёк привёз меня по указанию главного дежурного по комплексу в отделение полиции, да не простой, а туристической! Вначале подумал, что меня повяжут за столь серьёзное «преступление» – попытку пробраться на охраняемый объект культурного наследия с введением в гипнотическое состояние местного жителя без оплаченного на то разрешения или, по меньшей мере, обяжут выплатить штраф и заплатить туктукеру за «прогон». Но ничего такого даже не последовало: меня вначале выслушали, а потом разрешили остаться на ночь, а главный начальник приглашал ко столу, за которым вся компания служащих распевала караоке, чем создавала неслабый фон.

Вначале я разместился в холле, а после окончания «пирушки» меня определили в отдельное помещение с вентилятором и кроватью, чем серьёзно улучшили условия моего ночлега. Розетки там также имелись, поэтому никакой автономности достичь не удалось.

День 52. 5 декабря, среда | December 5, Wednesday

Проснулся я пораньше при помощи будильника. Мирно сопевшего начальника будить не стал, умылся, сообщил сотрудникам о своём уходе и решил начать «стопить» пораньше, несмотря на проведённую ещё вчера профилактическую беседу. Возмутило меня внутренне то, что «дерут» только иностранцев – кхмерам за проезд и посещение территории Ангкор вата ничего платить не нужно! Это, конечно, правильно в отношении граждан своей страны, но, учитывая стоимость билета, а также визовый сбор, получается, что ребята не плохо устроились. Вот по рядовым жителям не видно, что они в роскоши купаются, да – не голодают, и на том «спасибо», но вот что на обслуживание всей когорты надсмотрщиков за Ангкором, которые следят за тем, чтобы туристы покупали билет, деньги идут именно от туристов, т.е. мы платим за то, чтобы нас контролировали. И ещё забавно то, что сами смотрители получают порядка 10-15 долларов в день (начальники побольше), а деньги им идут якобы от их государства. Это, конечно, так де-юре, но де-факто огромное заблуждение: каждый турист оплачивает 30 долларами в день (в среднем) эту «машину», а туристов туда завозят автобусами. В одном таком автобусе бывает 30-40 иностранцев, автобусы движутся туда каждые пять минут, если рассматривать процесс как регулярный, с семи часов утра до двух часов дня, позже уже нужно собирать людей и отвозить обратно. Так вот: 12 автобусов в час, 6 часов в этом режиме… получается в среднем 2 тысячи туристов в день, не считая самостоятельных путешественников, забирающихся в Ангкор другими видами транспорта. В месяц по самым скромным подсчётам выходит тысяч 50, а в долларовом выражении более миллиона «зелёненьких»! Для штата охранников даже в 150 человек это колоссальные средства.

Выходя из полицейского участка заметил кэб – фургон для путешественников, которые также остановились здесь на ночь, но, наверное, ещё спали в своих постелях. У них с собой была пара велосипедов, подвешенных к багажнику, а номера свидетельствовали о том, что прибыла машина своим ходом из Европы.

Простоял у дороги по итогу часа 2-3, даже через джунгли хотел пробраться, но не стал этого делать и понял, что получится лишь потеря времени. К турникетам и контрольным точкам подъезжали правительственные машины и всякие люди в форме, обеспечивать порядок. Эти обстоятельства не позволили мне нагло двигаться, не обращая на них внимание, ещё и останавливающиеся товарищи делали отсылку на то, что сегодня какое-то большое мероприятие в Ангкоре, и там будет чуть ли не президент – советовали перенести посещение хотя бы на завтра. Правда, туктукеры снабжали меня водой (каждый старался дать по бутылочке), а потом один из них решил отвести меня в центр. Ловить у дороги было не чего – жара начала одолевать.

По дороге было видно, что подготовка идёт серьёзная, даже школьников выстроили в шеренгу на обочине. Стояли они как по струнке, белый верх, чёрный низ и в руках у каждого по жёлтому цветку. Был какой-то праздник в честь приезда какого-то дорогого гостя (известного доктора, который даже здесь клинику учредил и вначале лечил всех на безвозмездной основе), а король или королева собирались его встречать в своей резиденции.

Высадка произошла близ монумента Неан Ник и направился по шестому шоссе на выезд. Купил неподалёку 2 батона на 2р, а далее прошёл ещё чуть-чуть и дошёл до рынка. Была у меня в памяти ещё дата – годовщина дня Рождения брата моего, поэтому представился отличный повод купить манго за 3р, арбуз за 3р и бананов за 2р. Употребил я вначале арбуз, который мне любезно подготовила добрая продавщица своим тесаком лёгкими и умелыми движениями: она сняла шкурку, а потом разрезала всё на дольки. Нашёл большой дом с площадкой и хорошей тенью, где присел на скамеечку и подъел ещё и манго, чтобы переносить продукты в наиболее удобной форме – внутри организмаJ В руках, таким образом, после поглощения арбуза и манго остались лишь бананы, которым была уготована честь быть съеденными в дороге и вечером.

Шёл-шёл по шоссе и увидел массовую погрузку людей и грузов на автобус фирмы КСО (самая популярная в Камбодже) до Пня и попросился проехать до Компотхона – траты на поездку составили 20р. Останавливались в ресторане, который ранее был каким-то амбаром, а теперь под огромной крышей расположилось полтысячи стульев, большой зал с колоннами, а под стропилами летали воробьи и ласточки. Кушать там я не стал, несмотря на добротный шведский стол, представленный на месте. Добрался до Компотхона часа за три: вышел на перекрёстке, откуда решил пройти пешком на выезд и поймать попутку. Я обмотал голову полотенцем и прошёл уже с полкилометра, как остановился мотоциклист и предложил отвезти меня к месту, откуда я смогу легко уехать туда, куда надо. Привёз он меня, как несложно было догадаться, несмотря на мои заявления об отсутствии денег, к тем самым таксистам, встретившим меня, выходящего из автобуса и предлагавшим подвезти за деньги. Увидев меня, они вновь начали клянчить и быстренько это дело прекратили, а мотоциклист понял, что сделал что-то не то, но остался с ними.

Пришлось идти заново, но на заправке меня подозвал водитель маршрутки и спросил куда я иду. Рассказал, что двигаюсь на север и перемещаюсь на попутных транспортных средствах. Дядька обрадовался и сказал, что я его друг, поэтому он подвезёт меня безплатно. Сказано – сделано: аж до Вихира дотянул с пересадкой, поскольку микрик перегрелся на жаре и пришлось сесть в другой от той же компании. На запланированной остановке угостил водителя и женщину с детьми бананами, отчего они вмиг повеселели, несмотря на «поломку» и стали намного разговорчивей. Водитель второго микрика на одной из остановок в деревне купил зелёных бананов и пока мы там стояли угостил и меня, разместившегося на переднем сидении. Никогда ранее не брал зелёных бананов (думал, что они ещё не зрелые), а тут убедился, что они ещё и вкусные!

В Вихире прошёл от заправки, расположившейся на кольце, к бульвару Прейхан, где остановился на пятнадцать минут, чтобы перевести дух: покушал, попил водички и двинул дальше. Прошёл чуть-чуть по улице Млоупрей и увидел знак перед развилкой, который вообще не соответствовал действительности, поэтому обратился к хозяину придорожного магазинчика с целью выяснить какая дорога ведёт в Минчей – очередной пункт на моём маршруте. Дядька показал, что нужно перейти мост через реку Стунгсен и двигаться по девятому шоссе. Сказал «хорошо и большое спасибо» (по-кхмерски «кун, акун чраен!») и заметил подъехавшего в магазинчик мотоциклиста, и значения этому не придал, однако уже на мосту этот товарищ меня нагнал и предложил подвезти. Про деньги я ему сказал сразу, что их нет, но ему было приятно помочь мне и я не стал отказывать ему в благом намерении.

Пока мы ехали 10км, солнце село зашло за горизонт и нужно было найти место для ночлега. Вначале я пошёл в сторону водопада, отмеченного в навигаторе, но буквально сразу же мотоциклист, которого зовут Той, предложил остаться у него дома. Я даже и не предполагал, что окажусь в окружении членов его семьи: супруги, детей и родственников, которые занимаются тем, что собирают мусор, и затем его отвозят на утилизацию.

Поужинали рисом с овощами, меня опять угостили Ангкором в алюминиевой баночке. Ещё предлагали попробовать собачью голову – не стал, зато они очень хорошо её «обработали», обрывая жирные кусочки с области щёк. Забавно они меня уверяли, что это не собака, а свинья… по зубам, носу и выражению морды со свиньёй собачью голову было не спутать. Приятно было общаться с ними, используя онлайн-ресурсы для перевода целых предложений. Хорошо, что супруга одного из родственников была общительной и современной – через неё мы всё и осуществляли. Детишки сновали туда и сюда, рассматривая бледнолицего гостя. Под ночь они и вовсе приспособились, относясь ко мне как к своему.

Спать я устроился на большом столе, на котором разместил палатку. Предлагали спать в гамаке, но собаки (сука со щенятами), а также куры любили спать прямо под гамаком и я даже в процессе «тренировки» или «обкатки» чуть не наступил на одного из домашних питомцев. Кхмеров это, конечно, очень рассмешило и они дали мне добро не пользоваться подвесной постелью. В добавок даже удлинитель принесли мне, чтобы я заряжал электронику в палатке. Вот так по-доброму отнеслось ко мне семейство кхмеров средней руки этой ночью.

День 53. 6 декабря, четверг | December 6, Thursday

Проснулся рано, умылся и постирал кое-какую свою одежду до рассвета. Воду пришлось набирать из колонки, как и в наших деревнях: пришлось приложить мускульную силу, чтобы набрать тазик воды и сделать все дела. Утро началось хорошо, и я даже не ожидал, что гостеприимное семейство снабдит меня средствами на дорогу. Это всё произошло после моей помощи в разгребании «завалов» банок и деревяшек, ну и ещё по механической части мы кое-что сделали. В общем, семейство оставило о себе только приятные воспоминания. Деньги я брать не хотел, но они дали понять, что этим я их серьёзно обижу… детям же подарил набор фондовских наклеек, которые они сразу начали пристально рассматривать, а потом и играть с ними. Попрощавшись со своими знакомыми, я двинулся на восток…

За целый час ходьбы не было ни одного трака или микроавтобуса, лишь редкие мотоциклисты да подвесные плуги, движущиеся со скоростью 10-15кмч. Сделал перерыв и присел на завалинку около дома, в котором, кажется давно никто не живёт и спустя минут пять к этому дому подъехал почтальон на мотоцикле, вложил между заборных досок квитанцию на оплату электроэнергии и спросил что я тут делаю. Небольшой диалог и меня уже везут в Млупрей, куда и сам почтальон стремился попасть. Мы по пути развозили листовки со счетами, заезжая в каждое крупное домовладение. Мой новый знакомый Фан Софорн поинтересовался данными моего паспорта (дал ему даже сфотографировать первую страничку по просьбе) и предоставил сведения о себе, предъявив свою пластиковую идентификационную карточку. В общем, получилось быстренько добраться до промежуточного места назначения, а затем спустя примерно полчаса меня подобрал водитель пикапа Рэнджер с синими пластмассовыми трубами (вёз куда-то).

Высадка произошла в Стунгтренге после проезда по мосту через реку Меконг. Где-то в Саманге был организован блокпост местной жандармерии или автоинспекции, которые поговорили с водителем (мол, всё норм) и разрешили двигаться дальше. Пошёл по дороге к кольцу и главному бульвару, чтобы насладиться местной архитектурой и устройством города. Начинало припекать и я, как обычно, повязал голову полотенцем, отчего привлёк внимание одного дядьки, сидевшего за столиком в харчевне. Он-то и пригласил меня присесть и отдохнуть. Мы познакомились и пока разговаривали, его жёны приготовили еду и принесли нам. Зовут дядьку Крусейн Чит и он мусульманин, поэтому согласно Писанию старается быть угодным Б-гу и примечать людей. Кроме меня к нему ещё зашёл сосед, которого угостили кофе и соком. Самого Крусейна Господь не обделил вниманием: дал возможность содержать несколько жён, которые дали ему семерых или восьмерых детей! Сам же он перенёс недавно хирургическую операцию по удалению геморроидальных узлов и большие нагрузки не мог испытывать. Он, также разрешил воспользоваться душем, а я поблагодарил его (дал монетку в качестве сувенира из России) и дал 10р за еду, хотя он и отказывался брать, но передал их в итоге одной из жён, которая, уверен, найдёт, куда их направить.

Дошёл до центрального рынка, во внутреннем устройстве которого решил разобраться. Заметил большое количество всякого товара, в основном всякой одежды, электроники и бытовой техники, вдоль стройных и длинных рядов под большой крышей. Периметр был занят провизией: овощами, фруктами, мясом, выпечкой. На выходе купил батонов (понравились они мне здесь, типа французских багетов) на 2 штучки на 1р, огурцов 1кг за 2р, грейпфрут и псевдокиви (который лысый и потом опять во рту было сухо) за 2р.

Дошёл до набережной, где остановился, развесил постиранные ещё утром вещи и принялся потреблять грейпфрут, поскольку тащить его загород никакого желания не было. К тому же, я располагал часом или даже двумя, пока вещи не высохнут, поэтому перебрал свой рюкзак, сложил некоторые вещи в пакеты, которых к тому времени собрал порядочное количество. Очень хорошо пошли в ход батоны с огурцами и солью, целых 200гр которой я с собой таскал. Грэйпфрут был употреблён позже, а псевдокиви – раньше, чтобы огурцами заесть жаждуJ Хитростью эффект от потребления этого фрукта был нивелирован. В дорогу остались ещё огурцы, батон и несколько бананов.

После прошёл вдоль берега Секонга (приток Меконга) и решил отыскать какой-нибудь обменник, ибо риэли тащить с собой было совсем не комильфо. К сожалению, никакого эксчэйнджа найти не удалось, зато пристал мотоциклист по имени Саби, которого мне пришлось научить нескольким русским словам и фразе «спасибо большое Россия!». Ему упражнение понравилось и мы даже перешли к слову «пожалуйста», но оно для многих азиатов становится чрезвычайно затруднительным, поскольку от буквы «ж» их лица начинает коробить и они больше походят на жуткие гримасы. В Камбодже, наверное, они не любят шипящие звуки типа ж-ш, ч-щ, поскольку это напоминает им о змеях, главный из которых – Нага является их национальным символом. Возможно, они не хотят их таким образом призывать и существует некое суеверие. Даже его друг, остановившийся перед нами, после попытки повторить волшебное слово, плюнул на это дело и отправился дальше искать клиентов.

Рядом расположилась лодочная станция, с которой отходили длинные одномоторные лодки с пассажирами, следующими к противоположному берегу, в сторону Баривата. Мне туда было не надо, и я пошёл дальше, к мосту через Секонг. Остановился разок напротив кафе, посетители которого расположились прямо за столиками на набережной, а официантка приносила им еду и напитки через дорогу – народу было не мало и за минут десять, что мне пришлось наблюдать эту картину она за минуту проходила туда-сюда минимум один раз.

На мосту я заметил пешеходов и, движущиеся в обе стороны слабые потоки мотоциклистов. Школьники с кофе в больших картонных стаканчиках с пластиковыми ручками сидели и о чём-то болтали прямо посреди моста несколькими группками. Так они, видимо, проводят время после занятий. Я тоже решил посмотреть на течение реки, тем более что очень здорово на западе светило перед заходом солнце. Любованию посвятил минут пять, после чего продолжил свой путь по седьмому национальному шоссе.

Где-то ближе к Самаки меня решили подвезти дядьки на пикапе Тойота Хайлюкс – самая распространённая машина в ЮВА. Места в салоне не оказалось, но зато я отлично уместился в кузове. Дорога была грунтовой, почти без ям, но камешки ощущались и повороты тоже. Как бы то ни было, к позднему вечеру мы достигли приграничной деревеньки, от которой нужно было ещё пройти/проехать 9-10км до границы. Остановился пикап прямо на заправке с названием Папа и водитель сказал, что он едет домой, где его ждёт семья, На память я дал ему купюру и надписал ему на ней благодарственные слова, чтобы это был сувенир, отчего ему стало очень приятно.

Рядом с заправкой был мраморный стол с хорошей лавочкой. Я его быстренько оккупировал, разместив ноутбук в надежде поймать хоть какой-то интернет на телефоне с сим-карточкой Метфона, но время её действия вышло (вчера я её просто не проверял), поэтому остался без связи. Не найдя доступного WiFi решил немного вздремнуть и лёг на лавочку, отчего мною заинтересовался вначале какой-то дед – местный житель, а потом и молодая кхмерка, владеющая закусочной напротив.

С дедом получилось всё нормально: поговорили, поулыбались и он с миром ушёл, а вот эта «подруга» никак не унималась и всё включала Скайп, чтобы я говорил с её сестрой по-английски. Связь тут была ужасная и сигнала на видеозвонок не хватало, поэтому активная сестра начала нервничать и предлагать мне заплатить ей за отель, причём делать это как-то «криво», да так, что у неё даже лицо перекосило. Я сохранял спокойствие, несмотря на перманентное давление со стороны домовладелицы, которая при посетителях не проявляла свою «гнилую» сущность. Мне удалось поговорить с заехавшим взять чего-нибудь к ужину семейством о том, где тут можно поставить палатку, но они не подсказали, а нервная дама у них выведала что я хочу и после их отъезда так злобно и недостойно себя повела, что оставаться на её территории, куда она меня почти насильно пригласила, не захотел.

Всё равно, я вернулся к своему столику и подождал ночи и завидев, что заправка начинает закрываться (устанавливали кордоны, гасили свет), подошёл к сотрудникам с просьбой поставить палатку на их территории. Они предложили палатку не ставить, а просто лечь на циновку под вентилятором, что было гораздо лучше. Перед тем, как окончательно перейти в «спящий» режим дядьки выдали 2 бутылочки воды из имевшихся в их распоряжении нескольких упаковок.

День 54. 7 декабря, пятница | December 7, Friday

Проснулся в 08:00 по нашему времени с уже заряженным телефоном и пауэрбанком. Ночью, когда я выключал вентилятор (создавал некоторый шум) меня начинали атаковать комары, два или три, справляться с которыми в сонном состоянии не было никакого желания, поэтому раза два приходилось терпеть и отгонять кровососущих насекомых подручными средствами, пока в розетку были вставлены мои девайсы. С дядьками, конечно же, распрощался и пригласил их в Россию. Бешенной бабы было не видно и не слышно, что также явилось хорошим знамением начавшегося дня.

Посёлочек лишь начинал просыпаться: лавочки были ещё закрыты, по улицам никто не ходил, даже собаки не лаяли. Правда, куры проснулись раньше меня и уже вовсю гребли землю в поисках жучков, семян и мелких камешков, а петухи то и дело кукарекали, взобравшись на какую-нибудь жердь повыше. Идти в такой обстановке было приятно и ощущал себя я будто бы в нашей деревне, например, Петровке.

Солнце ещё было слишком низко и освещало мне путь, поэтому шёл я с большим удовольствием и хорошей скоростью, преодолев за час пять километров. Когда оставалось 4-6 километров, остановился мотоциклист лет 60-ти и подвёз меня прямо на пограничный переход, а сам продолжил свой путь к Меконгу.

На удивление, направление перехода оказалось не очень популярным. Кто знает, может быть это связано с тем, что близились выходные, но ни в сторону Лаоса, ни в сторону Камбоджи транспорт был очень редок. Таможенник чуть ли не заставлял меня заплатить мотоциклисту за подвоз, но я объяснил им, что не имею денег и на этом вопрос был закрыт, тем более что мой «выручатель» не настаивал на оплате.

Таможню прошёл без всяких задержек и вымогательств в 10:00. Выпустили меня легко.