День 67. 20 декабря, четверг | December 20, Thursday
Удивительно, что перелёт из Сингапура в Джакарту обошёлся мне всего в 23 доллара! Из Куалы-Лумпура возможно было добраться на Яву ещё дешевле – всего за 17 баксов, но Малайзия – страна удивительная и хотелось её пересечь, а также посетить успешное государство на краю Индокитая.
В общем, прилетел поздно. Ещё в самолёте познакомился с Ноэлем, который рассказал что да как в Джакарте – летел со своим братом, мамой, тётей и кузеном из Англии. Он поделился со мной информацией, специальной транспортной картой, на которую нужно ложить деньги и потом пользоваться. Милое семейство сопровождало меня всю дорогу в шаттле и лишь в терминале нам пришлось разминуться.
Поспал в аэропорту Сокарно-Хатты, поскольку куда-то добираться ночью ни желания, ни возможностей не было. Заснуть удалось непосредственно в зале прилёта, где близ диспенсера оказался ряд сидений, не содержащий подлокотников посередине, телефон пришлось, чтобы подзарядили сотрудники службы безопасности, ибо свободные розетки располагались в не очень удобных местах с точки зрения контроля процесса. Осмотрелся перед этим как полагается, попил водички, съел какую-то булку и устроился… Очки, данные мне ещё в ГуанЧжоу Мухамет-ханом Нуртлеком, исполнили отличную маскирующую роль за время четырёхчасового сна, убеждая окружающий меня иногда персонал и прохожих в моём «бодрствовании».
День 68. 21 декабря, пятница | December 21, Friday
Утром проснулся пораньше, чтобы не смущать никого и направился по указателям в сторону автобусной остановки, где встретил Ричарда, который подарил мне адаптер для зарядки (камбоджийский стал просто невыносим до такой степени, что его пришлось оставить ещё в Джохоре). Мой знакомый оказался крупным и добрым человеком, вдобавок ещё и христианином, что для Индонезии, мягко говоря, не типично. Он же подсказал как лучше и дешевле добраться до центра города.
Билет до железнодорожного вокзала стоил 40р, прибыл туда примерно за 35 минут, преодолев расстояние в 15км, что даже по нашим приморским меркам является результатом ниже среднего. Объясняется эта ситуация загруженностью дорог вообще и транспортных магистралей на Яве, в частности, поэтому средняя скорость редко когда (эпизодически, на определённых участках) превышает значение в 50кмч. Сейчас почти у каждого яванца имеется в распоряжении велосипед, рикша, мопед, мотоцикл, трайк, грузовик, автобус и тому подобные средства передвижения. Дорожная сеть чрезвычайно разветвлённая, качество покрытия хорошее, но плотность населения, особенно «движущегося» даёт о себе знать. Для сравнения: проживает на Яве порядка 165 миллионов человек – почти в 2 раза больше, чем в России, а площадь острова почти в 2 раза меньше сахалинской!
Пока ехал, думал и сопоставлял цифры сии, а умственные нагрузки прилично расходуют энергию, к приезду я проголодался. Посетил вокзал и магазинчики внутри, но там ничего горячего не нашёл, поэтому выбрался наружу и обнаружил скопление пролетариата и молодёжи около небольшой харчевни-едальни. Там с удовольствием (ещё бы!) поел супчика за 13р и купил воды за 5р. Для местных было совершенно в диковинку видеть заезжего «мистера», уплетающего за обе щёки рисовый суп с курой и картофельными чипсами, а студент с подругой даже решились наладить беседу, состоявшуюся на уровне базового владения бахасой, которая здесь в небольшой степени отличается от малайской версии.
В магазинчике АльфаМарт купил галеты за 8р и мороженное за 2р, чтобы можно было с чем-то ходить и перекусывать по возможности. На руках к тому моменту от сотни осталось лишь 32р. Погулял по центру, осмотрел зоосад, в котором резвились олешки – пятнистые олени в южной части Монаса. Обошёл главный обелиск (по совместительству мавзолей) со всех сторон, насладившись прохладой тенистых насаждений и громадным пространством вокруг, после чего направился в офис компании Пелни. Организация эта занимается транспортировкой людей и всяких грузов по Индонезии и сопредельным странам – является местным аналогом РЖД, связывающей огромную страну посредством множества паромных линий сообщения. Также как существует поезд Москва-Владивосток, существует и паром Джакарта-Джаяпура, на который мне вскоре и предстоит попасть, а сегодня желательно бы разузнать за цену, расписание и возможность покупки билета подешевле.
Итак, пока шёл до главного здания Пелни, что на улице Гаджях Мада, не удержался и попробовал напиток за 4р. Представлял он из себя обычный Юппи, который в 90-е годы активно распространялся по всем республикам бывшего СССР, только с апельсиновым вкусом, разбавленный водой и дополненный льдом. Трубочка делала его употребление длительным, поэтому от её использования я решил почти сразу же отказаться. Дело ещё в том, что подобными «напитками» здесь, да и вообще в Индонезии, промышляют на каждом шагу – явление обыденное и поэтому не особенно дорогое… Бывают разные варианты и формы подобной торговли и фастфуда на колёсах: где-то предлагают лишь попить что-нибудь, где-то можно запарить лапшу быстрого приготовления, где-то отведать свежевыжатого сока, а где-то и полноценно поесть.
Приобрёл билет на пароход Синабунг, который через несколько дней должен отправиться из Сурабайи на Папуа и выяснил расписание и стоимость паромной переправы с Джакарты в Сурабайю, на случай отсутствия билетов на поезд/автобус из столицы, ведь ещё на вокзале стало понятно, что предрождественские дни обладают нехорошим свойством: билеты раскупают заранее и двигаться становится крайне затруднительно.
По случаю приобретения важного билета купил в магазине манго за 11,2р и жёлтый арбуз за 21,6р. Начал есть арбуз, ведь таскаться с подобной «водяной» ношей по городу затруднительно, и употребил верхнюю половину плода, уже очищенного от кожуры и содержащую только сочную мякоть. Та же участь ожидала одно из мангов, так полюбившихся мне за время путешествия. Потом взял жареные тосты с разной начинкой 2 штуки (шоколад и варенье) за 4р, чтобы хоть чем-то заедать фрукты.
Солнце начало клонить в сторону заката и нужно было искать место для ночлега, но до набережной с пляжами нужно было ещё дойти, плюс к тому нужно было набрать еды, чтобы не шарахаться ночью в её поисках, поэтому в ИндоМарте взял лапшу за 3р и банан за 3,7р. По дороге встретился книжный магазинч, в котором также расположился спортивный отдел (типа большекаменского симбиоза «два мяча» на улице приморского комсомола) и отдел электроники (аналогия с большекаменскими канцтоварами на улице Карла Маркса). Последний содержал очень хорошие вещи ещё и по доступной цене, поэтому так нужную мне флешку на 16гб удалось приобрести всего за 82,8р! Пока заряжался мой телефон, у меня образовалось порядка часа времени для знакомства с ассортиментом: нашёл даже русско-индонезийский словарь, множество книг по школьным и университетским дисциплинам, богато украшенные и изящно исполненные экземпляры Корана, некоторые христианские тексты, много руководств типа как прекратить злиться, как стать миллионером, в унисон которым вторили жития современных деятелей культуры и искусства, политиков, общественных деятелей. Почти все книги находились на полках в упакованном виде, а доступными для внутреннего осмотра являлись лишь варианты бестселлеров, разложенных на больших столах. Спортивный инвентарь был представлен хоть и ограниченным количеством наименований, но тем не менее нужными и действительно необходимыми в хорошем походе вещами: палатку, спальник, трекинговые палки, посуда, специальное бельё, пояса, сумки и рюкзаки, а также всякая мелочь были органично представлены на площадке в 15квм, расположенной у самой витрины магазина – именно по причине того, что я заметил там снарягу, решил туда заглянуть. Электроника также уютно заняла свою нишу в противоположном углу большого зала первого этажа, цены на ноутбуки, планшеты, принтеры, расходные материалы были сравнимы с нашими или во многих случаях их принижали – флешка тому яркое доказательство. Кроме того, в отделе электроники мне понравились программируемые кассовые аппараты, которые тут же печатают чек для покупателя и ведут учёт, а при необходимости синхронизируются с компьютером….
Минуло 60 минут и, поблагодарив сотрудниц, я отправился дальше. Через пару кварталов скинул оставшиеся копейки (2р и сингапурские центы) дядьке за тофу, чем его очень порадовал. Добрался по итогу на железнодорожную станцию Джакарта, где попытался разузнать про возможность двинуться в сторону Джокьякарты, но таковой здесь не нашёл, зато обнаружил Старбакс и ЖЦК, но заказ делать не стал за отсутствием средств и наличием припасов. Как ни странно, в вокзале не оказалось туалета и для его посещения потребовалось выйти на улицу. Пока я нашёл означенное заведение, муэдзин взошёл в башню и начал призывать всех на вечернюю молитву азаном. Мне эти призывы уже были знакомы и сразу же я отправился к своим братьям, чтобы поблагодарить в их присутствии Всевышнего за то, что привёл меня сюда. Мечеть Баитуссалам оказалась вместительной и уютной, но, к сожалению, почти сразу же после намаза начала закрываться. Разговорчивость моя ещё не была на том уровне, чтобы уболтать имама на разрешение остаться на ночь, поэтому не стал никого обременять своими просьбами и двинулся дальше.
После молитвы хотел было пойти на пляж, но двинул на старую площадь (нынешнее название площадь получила в честь султана Фатахиллаха) с зданиями губернатора и управления метрополией колониального периода, что оказалась рядом. Походил по окрестным улочкам, полным людей и всяких аттракционов, на некоторых из которых живые статуи изображали различных персонажей и брали определённую «мзду» с желающими исполнить совместное фото. Маленькие улочки, ведущие к улице кемукус оказались излюбленным местом как аборигенов так и приезжих, в основном азиатов (европейцев замечено не было). На самой площади люди сидели и общались, образовав круги, в центре которых оказывалась скатерть-самобранка с закусками и напитками, за которыми разговоры шли продуктивнее и непринуждённее. Дети запускали с рогаток в небо специальные «вертолётики», которые кружась и падая вниз, моргали всеми цветами радуги, так что даже в полной темноте их было не сложно обнаружить. Такое развлечение доставляло им и их родителям не малое удовольствие. Некоторые прогрессивные товарищи ходили с гитарами или укулеле, исполняли музыку и предлагали «поддержать» материально. Меня, ввиду моментального устройства трапезы, музыканты не одолевали, но барражировали вокруг да около, пока мною не был доеден арбуз, манго и снэки. Кое-какие припасы я всё-таки оставил на утро, ибо наступала уже конкретная ночь.
К своему счастью, на выходе из площади, была обнаружена будка с надписью «информация для туристов», куда я решил обратиться, чтобы попросить помощи в зарядке телефона и, таким образом, познакомился с начальником охранной службы Иваном Сумарсоно 43 лет. Мы разговорились и я объяснил как мог свою сущность, поскольку его изрядно удивило отсутствие забронированного хостела или какой-либо цивильной гостиницы, где бы я провёл ночь в Джакарте. С другой стороны ему импонировало моё желание поставить палатку, в частности, на площади, поскольку во время разгона публики перед закрытием (выли сирены и ходили охранники, выдворяя последних посетителей) мне на глаза попались несколько бездомных, уютно устроившихся прямо на подмостках музея Фатахиллаха. Иван сказал, что это возможно и он покажет мне хорошее место для палатки, рядом с будкой охраны. Самое забавное, что спустя час, когда телефон мой вобрал всю возможную энергию сети и было бы пора устроиться на ночлег в ближайших кустах, рядом упал голубь… такое явление я замечал ещё раз, но воспринял это как нехороший знак, ведь несколько минут спустя проходящая кошка отвернула свою морду от свежей тушки. Ещё одним признаком, убедившим меня в правильности решения не ставить палатку – гулящая крыса, к которой кошка также оказалась индифферентна. В общем, с кошаками творилось что-то не ладное… свои обязанности они явно выполняли без особого энтузиазмаL
Только мы определились с тем, что будем изучать русскую бахасу, как к нам присоединились люди с оружием. Одним из них оказался выдающийся стрелок и спецназовец, который поведал о своих странствиях в Африке, Европе и Азии в качестве миротворца миссии ООН. Он, настолько добродушный и одновременно ответственный человек, то и дело интересовался Россией и демонстрировал фотографии своей супруги и семьи, что у большинства индонезийцев является знаком чрезвычайной открытости гостю. Тоже показывал Иван и рассуждал о грядущем посещении Приморского края… Мои собеседники то и дело менялись, отвлекаясь на исполнение своих непосредственных обязанностей: Иван – обследовал территорию и проверял других охранников, а Тофик – обращался с начальством и проходящими мимо людьми. Сержант был начеку и с индонезийской винтовкой, выполненной по типу американской M-16, наперевес, ведь по улицам то и дело сягали на джипах и грузовичках возбуждённые фанаты с флагами и что-то орали – возможно, состоялся футбольный матч, где индонезийцы победили (точно не знаю, возможно был просто национальный праздник).
Беседы наши были разбавлены принятием тёплых напитков типа кофе и чая, а также приёмом лапши и употреблением жаренной кукурузы. Подходили ещё охранники и с ними я также разговаривал, но не долго – основными собеседниками оставались попеременно сержант и Иван, который уже к часам трём начал натираться мазью от комаров и снабдил меня ею, чтобы хоть как-то одолеть зловредных бладсокеров (от англ. blood souckers – кровососы), но помогал этот крем-мазь лишь в течении получаса, после чего маленькие вампиры начинали с ещё большим отчаянием внедрять свои хоботки в непокрытые панацеей участки. Иван оказался более привлекательным для них, поэтому он то и дело говорил о сне и о том, что ему пора отдохнуть… и через полтора-два часа он устремился в свой «вагончик». Перед тем, как отойти Иван дал мне в качестве подарка браслет и шапку, чтобы мне было не так холодно.
Короче говоря, ближе к пяти утра я придумал, что нужно идти на площадь и там нормально или хоть как-нибудь поспать до обеда. Перед отходом поблагодарил сержанта, а Ивана будить не стал – итак устал от меня охранник, укрылся и, наверное, видел хороший сон про РоссиюJ Сержант, однако, еле меня отпустил, назвав проход в такое время чрезвычайно опасным и сравнивая участок до Монаса с Бронксом – самым криминальным районом США.
День 69. 22 декабря, суббота | December 22, Saturday
Только мне удалось пройти метров пятьсот и скрыться с поля зрения сержанта, как я начал осознавать его правоту. Возможно, мне посчастливилось и это просто такое стечение обстоятельств, но вполне вероятно, что при определённых условиях тут может быть совсем не безопасно. Устроившиеся около стеночек и мирно спящие люмпены никакого нарекания не вызывали, но вот слоняющиеся компании и организованная проституция себя проявляли. То и дело шастали взад-вперёд ватаги молодчиков, которых удавалось обходить стороной, но вот с сутенёрами и продажными женщинами справляться не всегда выходило – спасало отсутствие денег на подобные мероприятия. Также стоит отметить уровень «сервиса»: каждая представительница профессии была снабжена бдительным мужчиной на мотоцикле, который при возникновении недоразумений оперативно решал всё на месте. Вид ночных фей был привлекательным до тех пор, пока они не раскрывали своих ртов… так делали практически все, и что-нибудь да говорили или улыбались – не понятно, почему при таком уровне дохода (бизнес этот достаточно выгодный) они не занимаются своими зубами. Голос же большинства был настолько груб, что возникало сомнение в их истинной сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Дамы были совершенно не в моём вкусе (о вкусах фей и их наличии судить не берусь) и вместе с тем вызывали когнитивный диссонанс (почти разрыв шаблона) о столице истинно мусульманской страны Индонезии – самого населённого муслимами государства!
Часов в 07:00 добрался до центральной площади и лёг досыпать (если для кого-то этот вопрос принципиальный, то сном это назвать было трудно) на лавочку, где проснулся в 12:00. Теперь уже решил зайти в сам мавзолей – обелиск, расположенный в центре площади, но наткнулся на билетёров, контролировавших посетителей на предмет наличия проходного свидетельства, которое мне предложили приобрести в противоположной стороне парка, откуда я в этот раз начал совершать обход площади. После сна и вялой «пробежки» длительностью в час идти за билетом никакого желания не было, зато обеденный азан дал повод к посещению большой мечети Истикляль. Произвёл тахарат, встретил своих братьев, вместе с которыми мы совершили намаз, после чего у меня образовалось свободное время для чтения Корана и отдыха. Очень хорошо, что мечети так устроены (для души), ещё и телефон сумел зарядить – вообще сказка!
Отсиживаться в центральной мечети смысла не было никакого, поскольку нужно было двигаться в сторону Джокьякарты или других городов на пути в Сурабайю, таких как Бандунг, Чиребон, Тегал, Семаранг. Сложность тут заключалась в том, что самым надёжным видом транспорта в предпраздничные дни являются поезда, но билеты даже в самый-пресамый эконом-класс стоили невыносимых и даже баснословных денег: как выяснил позже, проезд до Сурабайи стоя обошёлся бы мне по особой «привилегии» в 350р+. Автобусы также могли бы быть полезными, если бы не их тотальная загруженность. Автостопом пришлось бы потратить всё время, чтобы со средней скоростью в 50кмч добраться до места назначения. Поэтому оставался вариант с перелётом – дорогой, и другой вариант с паромом – дешёвый, к которому я к середине дня начал всё больше склоняться.
Не далеко от мечети заметил лавочку и передвижную едальню с кипятком, свойствами которой решил воспользоваться, чтобы заварить купленную ранее лапшу, а для поощрения такой услуги приобрёл ещё порошкового мангового коктейля за 7р, который доставил мне небольшое гастрономическое удовольствие. После направился на станцию Гамбир, где стал «выуживать» билеты и шукать расписание бусов и поездов в восточном направлении – благо WiFi тут доступен и безплатен! После выяснения нюансов и получения рекомендаций попытать счастья с билетами на станции базар Сенен терять время не стал и сразу двинулся туда. Рядом со станцией обнаружил дядек, предлагавших свежеприготовленные плюшки – купил 3 штучки за 3р и употребил на месте. На станции пришлось обратиться в специальную службу поддержки клиентов и разъяснить ситуацию: обслуживание тут налажено по типу Сбербанка – всё по талончикам и ещё контролёр типа начальника следит за очередью и временем обслуживания клиента, так что в ожидании я провёл лишь минут десять, а после ещё столько же, пока они всем отделом выясняли за доступные дешёвые места. Упоминал ранее – ничего действительно дешёвого мне предложено не было, поэтому оставалось запросить автоперевозчиков (такси в рассмотрение не бралось).
Движение теперь происходило в сторону автовокзала Дамри Кемаёран. По пути, пролегавшем в моём случае по переулкам, чтобы быстрее добраться до него, была замечена передвижная харчевня. Её возможности и моё желание подкрепиться как-то вовремя совпали, поэтому я поел риса с яйцом за 10р (расплатился одной 50-рублёвой купюрой, которая у меня осталась). Еда мне почему-то сразу показалась не особо качественной, правда, у меня оставались взятые ранее, ещё до посещения мечети, печеньки и купленные позже бананы (на это было потрачено 29р) – так что провизии бы мне хватило ещё как минимум на день.
От автовокзала путь мой пролегал в сторону севера вдоль парков и Экспоцентров (построены они были к каким-то молодёжным играм кажется 2014 года) по дороге Веньямина Суеба, вначале к железнодорожной платформе Анкол, на которой я всё ещё надеялся «поймать» какой-нибудь правильный состав в сторону Чиребона, но тому было не суждено сбыться, поскольку услужливые помощники кассира решили мне помочь и заказали мототакси Грэб, на котором за каких-то пять минут и 15р я достиг порта. Вообще же, стоит отметить, что за этот день меня подвезли несколько раз на мотоцикле и данное мероприятие оказалось приятным не только водителю, но и полезным автору этих строк – люди делились своей добротой и были счастливы такому мимолётному общению и самой возможности (тут это считается за честь) помочь иностранцу. После посещения мечети особенно много предложений начало поступать по поводу моего дальнейшего движения и намерений его осуществить. Так или иначе, день подходил к концу, а билета на паром у меня ещё не было в наличии.
Пришлось пройти немного назад (подсказали контролёры), чтобы в офисе Пелни взять билет до Сурабайи. Пешком это заняло всего пять минут в одну сторону, зато какой ажиотаж вызвало у привокзальных бомбил-мотоциклистов. Один так вообще до офиса ехал за мной, не мог понять, что я потом вернусь на вокзал… его проблемы. Только вышел с билетом, другие бомбилы прикатили с предложением подвезти до вокзала))) Короче, смех да и только. Из «булешечек» (буле значит белый, так называют здесь «мистеров» европейской наружности) больше никого замечено мною не было – возможно причина в этом… Билет выписали без каких-либо проволочек на паром Доро Лонда в эконом-класс.
Погрузка прошла отлично: без проволочек, были проверены документы и билеты, просвечен багаж и ручная кладь, по трапам и рукавам большой паром был заполнен людьми, грузами. Было и много провожающих, одним из которых оказался разговорчивый Сэмьюэл (все его называли Сэм или просто Сэмми) – местный тусовщик, рок-музыкант и сторонник вольного образа жизни, неугомонный болтун, от которого балдеют все окружающие, в особенности дети. Вот этот Сэм ко мне и «прилепился» со всякой болтовнёй… и говорит, и говорит, но почти всегда прикалывается. Мне прямо брат мой младший вспомнился: Дима шутит для своих, а Сэмми – для всехJ
Только он взялся проводить меня и показать шконку, как моментально начал организовывать вокруг нас толпу зевак, вещая что-то типа того:
– Аккуратно, чурбаны вы неотёсанные, идёт мистер Виктор – посланник неба и земли! Он специально взял место в эконом-классе, чтобы вы все тут не потонули… Это мой брат и скоро он заберёт вас всех с собой в Россию, если только вы поможете ему захватить эту разваливающуюся посудину. Видите, какая у него борода?! Он, наверное, террорист, поэтому слушайте все его команды, а я вам буду переводить. Дорогу, дорогу мистеру Виктору!
В общем, лицедейством своим Сэм увлёк толпу и народ начал на меня в первые минуты просто глазеть, а затем почти каждый стал со мной здороваться и представляться родственником Сэма. Уморительное зрелище получилось. Одна девушка приятной наружности (тоже родственница Сэмми) по имени Салва оказалась настолько смелой, что сумела укротить пыл балагура и организовала для меня экскурсию по кораблю и представление женской части, состоявшей из многочисленных членов её семейства – бабушек, тёть, сестёр и кузин.
Вот так, под шум, гам и «аплодисменты» состоялось моё знакомство со своими многочисленными попутчиками до Сурабайи. Никакого стеснения я не вызывал, ровно как и не испытывал, поскольку стал на время членом этой большой индонезийской семьи. Сэмми (с ним связь получилось поддерживать через его друга Эрика, который дал свои цифры) и Салва с другими родственниками, однако, остались в Джакарте, но просили их посетить при возможности на обратном пути. На корабле перед сном я запарил лапшу, а молодая пара угостила меня водой из стаканчиков, упаковку которых они взяли с собой. После запоздалого, но состоявшегося ужина я уснул.